О фильме "Прерванная жизнь"
Недавно прошел киноклуб с просмотром фильма «Прерванная жизнь» (США, 1999, драма, биография, реж.: Дж. Мэнголд, в ролях: В. Райдер, А. Джоли и др.).
Хочу поделиться с вами некоторыми идеями на счет особенностей личности главной героини фильма.
Фильм основан на биографии Сюзанны Кейсен, которая в свои 18 лет попала в психиатрическую клинику и провела там полтора года. Дело происходило в Америке в 1960-е – самое время социальной нестабильности и переоценки ценностей. Это время, когда рушились старые жизненные стереотипы, а новые еще только формировались. Молодые люди в большей степени страдают от такой нестабильности – отринув ценности родителей и их жизненные сценарии, они толком не знают, что им противопоставить и как строить свой жизненный путь… С этой стороны, главная героиня фильма оказывается таким типичным представителем среднего класса той эпохи – она никуда не идет учиться, хочет стать писателем и избегает повторения родительского пути.

Героиня попадает в частную клинику (которую, конечно, оплачивают родители) после попытки суицида. Хотя мотивация поступка до конца не ясна, очевидно, что по-настоящему Сюзанна не хотела лишить себя жизни, но переживала сильную душевную смуту и не знала, куда и как двигаться дальше. Подруг у нее не было, с кем она могла бы разделить переживания, а отношения с молодыми людьми не отличались глубиной и стабильностью.

В клинике ей ставят диагноз «пограничное расстройство личности». На мой взгляд, это слишком сильный диагноз для одного неясного эпизода и депрессивного состояния пациентки. По определению, такой тип личности сопряжен с импульсивным поведением, переменчивым настроением, нередки суицидальные попытки (часто без цели покончить с собой, но на фоне сильных переживаний, с которыми человек не может справиться), а также расстройства пищевого поведения и конечно трудности в межличностных отношениях. В силу своей повышенной восприимчивости, пограничные личности легко ранимы, обидчивы и зачастую боятся быть брошенными. Поэтому, в отношениях могут бросать партнера первыми или заводить отношения в параллель с текущими – для «подстраховки».

Что касается причин появления такого расстройства личности, то, во-первых, оно отчасти детерминировано генами (то есть один или оба из родителей могут иметь сходные личностные особенности). Во-вторых, особенности воспитания, особенно в первые годы жизни, накладывают отпечаток на дальнейшее формирование характера. От матери главной героини мы узнаем, что в детстве ее дочь выпала из кроватки и сломала ногу, так что мать стала привязывать ребенка… Уже из этого эпизода видно, что мать плохо воспринимала потребности дочери, была не очень внимательна с ней, даже если дело и не доходило до настоящего абьюза (что нередкость в анамнезе пограничных личностей). Мы также видим, что мать очень озабочена впечатлением, которое создает ее дочь, возможно стремясь компенсировать отсутствие собственных социальных достижений (она домохозяйка). Контакта между ними нет, и потребности Сюзанны, в том числе эмоциональные, не находят отклика у ее матери. Отсюда неудивительно, что и сама героиня не научилась слышать себя, как и других, и не научилась устанавливать глубокие эмоциональные связи с окружающими….

Однако, по всей видимости, у главной героини все же были внутренние ресурсы, которые позволили ей принять решение в пользу того, чтобы стать «нормальной» и начать выкарабкиваться из своего состояния, используя доступные в клинике ресурсы – в том числе, психоанализ.

Отмечу, что взаимодействие с прочими обитателями клиники также сказалось на состоянии Сюзанны. В частности, общение с ее антагонистом Лизой (которую играет А. Джоли). С юнгианской точки зрения, Лиза является Тенью главной героини, она воплощает в себе многие качества, которые у самой Сюзанны не развиты и отвергаются ей. Лиза имеет диагноз социопатии, что означает, что она может быть очень манипулятивна, хитра, умеет играть на чувствах окружающих, будучи тонко чувствующим человеком, но… исключительно для своей выгоды, тогда как другие ее не очень-то интересуют. Через общение с Лизой Сюзанне удается фактически интегрировать свои теневые стороны – из тихого и отстраненного интроверта она превращается в более открытую, активную и тоже тонко понимающую окружающих творческую личность.

В ходе дискуссии было отмечено, что все люди имеют некоторые особенности характера, иногда граничащие с патологией, и грань между нормой и не нормой может быть очень тонкой. Но то, что позволяет человеку преодолеть свои ограничения и даже обернуть их себе на пользу или, по крайней мере, минимизировать их вред – это способность их контролировать. Знание себя, осознание своих качеств, в том числе теневых – это первый шаг к возможности самоконтроля. Кому-то в этом помогает психоанализ или другие виды терапии, кто-то выбирает медикаменты, кто-то еще – преодолевает себя сам…

Мне кажется, что в фильме есть очень важный момент, когда главная героиня осознает, что быть нормальной или нет – это может быть результатом ее осознанного решения. И она сделала свой выбор.

23 сентября / 2018

Made on
Tilda